Сравнительный анализ и обзор законодательства, регулирующего деятельность НКО в зарубежных странах

Михаил Горный

Анализ мирового опыта взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями

 

Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений в мире является деятельность ассоциаций граждан – общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что НКО и государственная власть имеют подчас неоднозначное отношению к диалогу, в интересах обоих создать механизмы для диалога и консультаций, поскольку они преследуют общую цель, которая заключается в нахождении решений проблем общества и удовлетворении потребностей его членов. Роль НКО отличается от роли политических партий и не подменяет ее. На национальном, местном или секторальном уровне могут иметь место консультации, особенно полезные при разработке законодательства. Принимая во внимание тот факт, что общественные организации работают на уровне, более приближенном к населению и напрямую связаны с гражданскими интересами и инициативами, они могут предоставлять органам государственной власти так называемую «экспертизу снизу», работать с обращениями граждан, организовывать гражданские форумы, принимать участие и инициировать общественные слушания, а также активно участвовать в процессе лоббирования. Кроме того, одна из наиболее успешных форм реализации программ сотрудничества – разработка и осуществление совместных проектов – тут государство и НКО могут выступать как партнерами, так и заказчиком и исполнителем (в том случае, если органы государственной власти проводят конкурсы на реализацию государственных программ).


Тем не менее, в условиях развития и реформирования системы государственного управления, а также становления гражданского общества, роль общественных объединений и прочих негосударственных некоммерческих организаций может быть неясна для обеих сторон. По сути дела, разная направленность интересов может приводить к конфликтам, решение которых в условиях отсутствия соответствующей законодательной и административной базы, может оказаться крайне неупорядоченным, хаотичным и волюнтаристским. В то же время, отсутствие налаженных механизмов работы с населением, реализация которой может проводиться наиболее успешно в случае развитого диалога с общественными объединениями, также приводит к отчуждению и отстранению государственной власти от интересов граждан, разрушении диалога между органами власти и населением, растворении системы гражданского контроля и серьезному кризису политической системы.

 В обзор мирового опыта были включены как законодательные основы подобного взаимодействия (на надциональных и национальных уровнях), так и описание конкретных форм и практик сотрудничества, в том числе моделей финансирования, лучших практик, и т.д. Не претендуя на научность исследования, мы попытались сделать несколько выводов, в том числе, о причинах и мотивациях сотрудничества для обеих стороны, которые, надеемся, будут полезны и для развивающихся форм и моделей взаимодействия, в том числе, законодательно урегулированных, в российской действительности.