Литера С

 
  • САРАТОВСКИЙ ЦЕНТР ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ - специализирован¬ное научно-исследовательское учреждение, созданное Саратовской государственной академией права и Американским университетом в 2002 году для проведения исследо¬вания организованной преступности и коррупции в России.
  • «СЕРЕБРЯНЫЕ ВОРОТНИЧКИ» - лица, занимающие государс¬твенные должности, руководители коммерческих организаций средне¬го звена, представители кредитно-финансовой и банковской системы, совершающие экономические и слу¬жебные коррупционные преступле¬ния, связанные с их профессиональ¬ной деятельностью.
  • СИГНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ - внешние признаки коррупции, проявляющиеся в де¬ятельности должностного лица орга¬на государственной власти или местного самоуправления. Вот только наиболее распространенные и иден¬тифицированные виды сигнальных индикаторов, выделяемые А.И. Мизерием: а) режим наибольшего благоприятствования при оформлении документов или рассмотрении про¬екта определенного заявителя, учас¬тника конкурса; б) неоднократная победа в конкурсах одной и той же организации либо предпринимателя; в) работа по различным проектам только с одной и той же организаци¬ей на протяжении продолжительного времени; г} заключение долгосроч¬ных договоров аренды, поставок продукции на заведомо невыгод¬ных для государства и его органов условиях; д} заключение договоров без предусмотрения в них штраф¬ных или иных гражданско-правовых санкций и заведомое неприменение последних в случаях нарушения до¬говорных обязательств; е) большое количество искажений в экономи¬ческих расчетах в пользу конкретной организации или лица при подготов¬ке проектов предложений для подря¬дов, составлении смет и т.п.; ж) отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти; з) последу¬ющее за проведением тендера сни¬жение расчетных сумм по сравнению с первоначально заявленными.
  • СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - совокуп¬ность объединенных единой целью государственных, международных, региональных органов, обществен¬ных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности по предупреждению коррупционной преступности.
  • СЛУЖЕБНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО - хищение должностным лицом чужого имущества с использовани¬ем служебного положения.
  • СЛУЖЕБНО-КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП - по мнению А.А. Эксановой, получение служащим коммер¬ческой или иной организации, не являющимся лицом, выполняющим управленческие функции, но присво¬ившим полномочия такого лица, неза¬конного вознаграждения за соверше¬ние действия (бездействие) в пользу давшего вознаграждение, если такие действия (бездействие) входили в круг служебных полномочий соот¬ветствующего лица, выполняющего управленческие функции, либо это лицо в силу своего служебного поло-женин могло способствовать таким действиям (бездействию).
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ - пре¬ступление, предусмотренное статьей 292 УК РФ, проявляющееся в виде внесения должностным лицом, а так¬же государственным служащим или служащим органа местного самоуп¬равления, не являющимся должнос¬тным лицом, в официальные доку¬менты заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ - внесение в офи¬циальный документ фиктивных, не соответствующих действительности, данных. При этом сам документ содержит (сохраняет) признаки и рек¬визиты настоящего.
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ МАТЕРИАЛЬНЫЙ - внесение в офици¬альные документы исправлений, искажающих их действительное со¬держание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые рекви¬зиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеюще¬гося там текста или цифр другими.
  • СОБЛЮДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - форма реализации антикорруп¬ционного законодательства, которая требует воздержания от запрещенных этим законодательством действий.
  • СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ - сове¬щательный орган при Президенте Российской Федерации, образован¬ный 24 ноября 2003 года, в целях содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в сфере противодействия коррупции. Упраз¬днен Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 129.
  • СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУП¬ЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, отражающая определен¬ный уровень развития и практичес¬кой подготовки лица, обучающегося антикоррупционной деятельности.
  • СОЗДАНИЕ КОРРУПЦИОН¬НОЙ СИТУАЦИИ - ситуация, когда предприниматель или иное лицо вынуждены идти на дачу взятки, а также любые способы воздействия на волю вышеуказанных лиц, рож¬дающие в них решимость совершить это деяние и уверенность в том, что должностное лицо органа государс¬твенной власти или местного само¬управления, получив взятку (либо обещание передачи ему взятки в будущем), совершит определенное действие либо воздержится от его совершения (например, не станет приостанавливать деятельность эко¬логически вредного производства на предприятии).
  • СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОН¬НОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - криминоло¬гическая (количественно-качествен¬ная) характеристика коррупционной преступности в конкретно взятом государстве или регионе за конк¬ретный период времени, определя¬ющаяся следующими взаимообус¬ловленными факторами: а) числом совершенных коррупционных преступлений и числом преступников, осужденных или привлеченных к уголовной ответственности за их совершение; б) числом зарегистри¬рованных (попавших в поле зрения официальной статистики) коррупци¬онных преступлений; в} характером структуры коррупционной преступ¬ности; г) интенсивностью корруп¬ционной преступности; д) уровнем или коэффициентом коррупционной преступности; е) наличием латент¬ной коррупционной преступности; ж} последствиями или «ценой» кор¬рупционной преступности для обще¬ства и государства.
  • СОЦИАЛЬНО-НЕЙТРАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ - признаки коррупционного поведения должностного лица органа государс¬твенной власти или местного само¬управления. Вот только некоторые из них, указанные А.И. Мизерием: а) приватные длительные перегово¬ры с предпринимателями («проси¬телями»); 6) необоснованное резкое изменение материального благосо¬стояния; в) отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпус¬ка, присутствие на работе при бо¬лезнях; г) «подбрасывание» после работы домой транспортом сторон¬них лиц; д) неожиданный интерес к работе других служб и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешатель¬ство в работу других служащих); е) открытая передача дорогостоящих подарков; ж) неожиданная смена точки зрения на рассматриваемый вопрос; з) обособление, замкну¬тость; и) ведение так называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы - изящный франт, посещающий казино, рестораны и другие увеселительные места).
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ - реальный вред от коррупции, причиняемый социальным, полити¬ческим, международным, экономи¬ческим отношениям в государстве и обществе. Как правило, это экономи¬ческие, международные, политичес¬кие потери и издержки, вызванные существованием и распространени¬ем коррупции.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ - реальный вред, при¬чиняемый коррупцией общественным интересам, выражающийся в совокупности причинно связанных с коррупционным поведением пря¬мых и косвенных, непосредствен¬ных и опосредованных негативных изменений, которым подвергаются социальные ценности, а также сово¬купность экономических и иных из¬держек общества, связанных с про¬тиводействием коррупции.
  • СОЦИОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ- часть социологии девиантного (от¬клоняющегося) поведения, пред¬метом изучения которой является коррупция, ее причины (факторы, детерминанты, условия), особен¬ности личности коррупционного правонарушителя (девианта), а так¬же реальные и потенциальные воз¬можности государства и общества по социальному контролю данного явления.
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОМИССИЯ - рекомендуе¬мый международным сообществом орган, фиксирующий внимание на предотвращении коррупции, а также имеющий полномочия по ведению расследования фактов коррупции.
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - целенаправленная, системная, последовательная, необ¬ратимая деятельность государства и общества, осуществляемая специ¬альными субъектами, по предупреж¬дению коррупционной преступности.
  • СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - правовой и иной инструментарий, который употребляется субъектами предупреждения коррупционной преступности в целях ее эффективного сдерживания.
  • СТАДИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО АУДИТА - связанные между особой процедуры аудиторской проварки, состоящие из следующих эта-лов: планирование проверки, ее производство, составление документа (заключения, справки и т.п.) о состоянии и результатах антикоррупционной деятельности в организации, учреждении или отрасли.
  • СТРАТЕГИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - политико-правовой документ, утвержденный Указом Президента Республики Татарстан 8 апреля 2005 года УП-127, направленный на формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Татарстан на долгосрочную перспективу.
  • СТРУКТУРА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - совокупность взаимосвязанных и взаимозависи¬мых элементов (направлений) анти¬коррупционной политики. Таковыми должны быть: а) формирование ее понятия, целей и принципов; б) ус¬тановление приоритетных сфер и системы мер предупреждения кор¬рупции; в) определение субъектов реализации антикоррупционной по¬литики; г) определение компетен¬ции федеральных, региональных и местных органов власти, реализую¬щих антикоррупционную политику; Д) формирование антикоррупцион¬ного сознания и мировоззрения в обществе; е) формирование правовыхоснов международного сотрудничес¬тва по реализации антикоррупцион¬ной политики.
  • СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПНИКА - условное разделение (группировка) свойств и отношений, характеризу¬ющих абстрактного коррупционного преступника, на демографические, социальные, правовые, психологи¬ческие и иные значимые с кримино¬логической точки зрения однород¬ные группы свойств и отношений.
  • СТРУКТУРА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - соотношение различных видов коррупционных преступлений в их общем числе, со¬вершенных за определенный период времени на определенной террито¬рии.
  • СТРУКТУРА ОТЧЕТА (ДОКЛАДА) О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И МЕРАХ БОРЬБЫ С НЕЙ - основные разделы документа, которые отра¬жают реальное положение в сфере противодействия коррупции. Обя¬зательные данные отчета (доклада) должны включать в себя как мини¬мум два крупных раздела. В первом разделе анализируются закономер¬ности развития коррупции, то есть интерпретируются ее качественные и количественные характеристики за конкретный промежуток времени. Во втором разделе анализируются показатели, характеризующие эф¬фективность или неэффективность реализации антикоррупционной политики, а также предлагаются меры по повышению эффективности про¬тиводействия коррупции на ближай¬шую перспективу.
  • СТУКТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - совокупность взаимосвязан¬ных структурных единиц (комиссий), созданных Республиканским сове¬том по реализации антикоррупционной политики Республики Татар¬стан. В настоящее время в Совете имеются четыре комиссии - по ан¬тикоррупционным программам; по антикоррупционному мониторингу; по антикоррупционной пропаганде и антикоррупционному образованию; по антикоррупционной экспертизе.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - органы го¬сударственной власти и местного самоуправления, учреждения, орга¬низации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, част¬ные лица. Все субъекты антикорруп¬ционной политики обычно подраз¬деляют на специализированные и неспециализированные.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ - межгосударствен¬ные, государственные и муници¬пальные органы, негосударственые общественные организации, предприятия и/или учреждения, на¬деленные полномочиями по форми¬рованию и реализации антикорруп¬ционной политики в пределах своей компетенции.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ - между¬народные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) ор¬ганы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специально не занимаются формированием и реализацией антикоррупционной по¬литики, но, выполняя свои функции, способствуют снижению коррупциогенности общества, государственных и муниципальных органов власти, коммерческих и иных организаций, предприятий и учреждений.
  • СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ - физические и юридические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно получающие такие выгоды.
Назад к Словарю терминов коррупции