Противодействие коррупции

Михаил Горный. Обзорный материал, 2007 год. Любезно предоставлен автором.

 

   Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. «Коррупция в России стала системой государственного управления.

   Основные причины коррупции – отсутствие политической конкуренции и независимых СМИ» - эти слова руководителя Национального антикоррупционного комитета К.В.Кабанова очень хорошо характеризуют сегодняшние российские реалии. Принятые Госдумой законы о назначении губернаторов, о выборах только по партийным спискам, о снятии кворума на явку избирателей явно снижают политическую конкуренцию. Что же касается независимости СМИ, то, начиная с 2001г. их число стремительно сокращается.

   По результатам январского (2005г.) опроса жителей нашей страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 65% опрошенных считают, что коррупцию победить невозможно; треть респондентов называет наиболее коррумпированными власти на местах и правоохранительные органы, примерно столько же отмечают коррумпированность «всего общества». С

   Согласно данным Транспаренси Интернешнл (ТИ) Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира: в 2000г. Россия занимала 82-83 место из 99 исследованных стран (чем ниже место, тем более коррумпирована страна), в 2001г. – делила 79-81 места из 91 страны, по данным 2002г. делит 71-76 места из 102 стран, и, наконец, по данным 2005г. – 126-129 места из 159 стран, по данным 2006г. – 121-130 места из 163 стран и, наконец, по данным 2007г. – 143-147 места из 180 стран . Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

   По данным той же ТИ (2006г.) Россия занимает 28 место из 30 стран по уровню взяткодательства . Среди наиболее коррумпированных институтов называют органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, местную власть, правоохранительные органы, суды, ГИБДД, коммунальные службы, политические партии, СМИ. В социальной сфере, здравоохранении, образовании, при призыве в армию взятки стали обычным явлением для решения вопроса . Сравнительные исследования ситуации в 40 российских регионах показали, что все они в весьма значительной степени поражены коррупцией.

   После отмены выборов губернаторов в начале 2005г., коррупция на выборах с использованием административного ресурса расцвела пышным цветом на муниципальном уровне (очень ярко это проявилось на выборах депутатов органов МСУ в Санкт-Петербурге и Москве в 2005-2006гг.). Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия, т.е. согласованные действия всех слоев общества, всех 3-х секторов: 1 – власти, 2 – бизнеса и 3 – общественных организаций (НКО).

   Так как коррупция – это международная проблема, то возможны и желательны также координация и согласование на международном уровне. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. От органов власти требуется политическая воля бороться с коррупцией, законодательное обеспечение этой борьбы и неукоснительное исполнение принятых законодательных актов, кроме этого, требуется готовность властей на то, чтобы стать прозрачными перед обществом, допускать возможность общественного участия и взаимодействовать с НКО и бизнесом как с партнерами.

   Применительно к России в самое последнее время (после 2005 года) противодействие коррупцией со стороны властей связывается с Административной реформой . Разработаны типовые программы противодействия коррупции на федеральном и региональном уровне . Главная задача для структур гражданского общества (НКО и предприниматели) заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения властных решений.

   Стратегии борьбы с коррупцией должны вырабатываться в широкой по охвату, долгосрочной и прагматически ориентированной перспективе:

  • принимать участие в этой борьбе должны все основные действующие лица и группы гражданского общества;
  • действия должны быть интегрированы в долгосрочные программы с четко обозначенными целями в части изменения законодательства и претворения этих изменений в жизнь;
  • результат должен ставиться выше политических деклараций, продиктованных сиюминутной конъюнктурой (например, визит делегации крупного потенциального донора или заимодавца).

  Читать целиком