Системность коррупции

|08.10.09| Системность коррупции.

Автор: Владимир Берман.

Специально для Sudanet.ru.

    Многообразие коррупционной действительности, можно классифицировать как коррупцию сверху и коррупцию снизу. Сверху – это когда коррупционеры присваивают и делят между собой бюджетные деньги. В этом процессе обычно все отрегулировано и есть определенные негласные правила. Снизу – это когда собирают с бизнеса и эти деньги поступают наверх по бюрократической лестнице. Можно также выделить коррупцию, связанную с оказанием воздействия на суд или правоохранительные органы.
    Одним из наиболее распространенных видов коррупции являются «откаты». Под «откатом» обычно понимается вид взятки должностному лицу или группе должностных лиц, принимающим решение о расходовании денежных средств. «Откат» уплачивается как часть суммы расходуемых средств перед принятием соответствующих решений, либо после поступления выделенных средств.
    «Откаты» распространены в условиях работы государственных структур и, особенно, в условиях естественных монополий, где многие чиновники давно научились присваивать бюджетные деньги, несмотря на тендеры и системы электронных торгов.
Бороться с «откатами» трудно. В раскрытии факта передачи «отката» должна быть заинтересована хотя бы одна из сторон, которая, с немалым риском для себя, должна проинформировать правоохранительные органы о предложении коммерческого подкупа. На практике это происходит редко. Даже в случаях, когда факты коммерческого подкупа становятся известными правоохранительным органам, доказать в суде наличие связи между получением денег или иных имущественных благ и принятым решением в интересах взяткодателя, крайне сложно.
     «Стоит выделить экспертные интервью с предпринимателями Санкт-Петербурга (люди, имеющие свой «малый» бизнес, постоянные участники конкурсов, тендеров, аукционов и пр.). Их мнение – информация о конкурсах открыта, доступна и понятна, однако, честно выиграть конкурс практически невозможно, победитель конкурса определяется организаторами заранее и зависит от суммы, данной организаторам и/или от личных связей». (М.Горный. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов на Северо-Западе России / Сборник: Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства. / Под ред. М.Б.Горного, СПб, Норма, 2007. – 164 с).
      Нередко опрошенные указывают на позитивную роль «отката»: «откаты» позволяют внедрять новые технологии, в кратчайшие сроки получать согласования по бизнес-проектам, которые при обычной процедуре рассмотрения затянулись бы на годы. При неукоснительном применении законов, регулирующих хозяйственную жизнь страны, чиновники могли бы эту жизнь совершенно затормозить, оставаясь на почве законности.
      Как искоренить коррупцию, если она является не исключением из правил, а самим правилом? Введением регламентов, принуждением к их исполнению и упрощением бюрократических процедур здесь не ограничиться. Все это мы уже проходили – в ходе многочисленных попыток осуществления административной реформы с ее ориентацией на прозрачность и упрощение административных процедур, на принцип «одного окна» при оформлении тех или иных правоустанавливающих документов и при регистрационных операциях.
Результаты, если и есть, то минимальные. Побороть коррупцию, не меняя при этом всю систему властных отношений, в которой она укоренена, просто невозможно. «Простые» решения проблемы коррупции не работают и в других странах. Дело в том, что «простые» решения затрагивают лишь определенный слой коррупционных практик, оставляя в неприкосновенности те структуры и источники, которые постоянно подпитывают коррупцию. Асимметричность отношений между теми, кто властью наделен, и теми, кто зависит от властных решений – один из таких источников. Взятку дает тот, кто находится в подчиненной позиции и вследствие этого пытается дачей взятки урегулировать свои отношения с лицом, обладающим властными полномочиями. Как снизить административные барьеры окончательно и бесповоротно, чтобы они не возникали снова уже в новом месте, если они фактически обеспечивают применение одной из техник воспроизводства и укрепления сложившейся модели власти? Не изменив положение экономических субъектов и других рядовых граждан по отношению к лицам и структурам, наделенным властными полномочиями, побороть коррупцию невозможно.
      Если за коррупцию браться всерьез, то пожертвовать придется интересами тех, кто на протяжении веков строил всю систему бюрократической власти, постоянно эту коррупцию воспроизводящую и подпитывающую. Возможности для распространения коррупции сокращаются по мере уменьшения государственного вмешательства в экономику.
      Единственным надежным средством борьбы с коррупцией является радикальное сокращение вмешательства в экономическую деятельность со стороны государства. В основе эффективной борьбы с коррупцией – радикальное сокращение государственных функций и соответствующее этому сокращению функций сокращение численности бюрократии.