Методы противодействия коррупции

Выработано немало методов, способных урезонить коррупционеров. В данном разделе приводятся самые действенные из них.   Коррупция — явление сложное и неоднозначное. Все формы коррупции так или иначе связаны. Необходимость давать взятку за регистрацию предприятия в конечном итоге может способствовать появлению подтасовк во ходе выборов (подробнее см. «Эта многосторонняя коррупция»). Методы борьбы с коррупцией хорошо известны и опробованы во многих странах мира годы назад. Внедряются они и в нашей стране, но большинство из них носит декларативный характер.   Крупными системными методами противодействия коррупции являются:
  1. Минимальное участие государства в экономике. Любые предприятия с участием государства - потенциальный очаг коррупции. Коррупция возникает чаще всего, когда "пилятся" бюджетные, «ничейные», деньги;
  2. Наличие политической конкуренции. Если завтра представители одной политической партии в парламенте сменят представителей другой партии в парламенте страны, то за беззаконие так или иначе придется отвечать.
  3. Гласность в СМИ. Если факты коррупции выносятся на суд общественности, то над коррупционерами нависает угроза;
  4. Открытость информации о деятельности органов власти. При отсутствии общественного контроля и необходимости отсчитываться перед обществом, чиновника ничего не сдерживает.
  5. Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений.  (см. "С коррупцией можно бороться")
Универсальные методы в конкретных сферах____. В типовых программах противодействия коррупции выделяются следующие базовые направления:
  • Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции
  • Совершенствование организации деятельности по размещению госзаказа
  • Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти
  • Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов
  • Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции
  • Внедрение внутреннего контроля
  • Осуществление обратной связи с потребителями государственных услуг
  • Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
  • Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов власти.
(См. более подробно Антикоррупционная деятельность органов власти)
  • Суды.
Методы противодействия коррупции в судах направлены на исправление зависимого положения нашей судебной системы (подробнее «О причинах зависимости наших судов»). К ним относятся:
  1. Звуко-видео запись заседаний; трансляция судебных заседаний через интернет. Такие методы практикуются, в частности, в Хорватии;
  2. Контроль за контактами судей — входящие/исходящие звонки, электронная почта. Под «колпаком» судьи находятся в Соединенных Штатах;
  3. Запрет на занятие должности судьи выходцами из правоохранительных органов. «Рука руку моет» - среди судей доминирует менталитет прокуроров.
(См. также Основные принципы деятельности судов).
  •  Бюджет.
  1. Введение действительных конкурсов и аукционов везде, где идет распределение средств бюджета;
  2. Введение жестких госстандартов на все случаи взаимоотношений граждан и госучреждений;
  3. Максимальное распространение форм заявительного порядка — регистрация фирмы, образование НКО, регистрация документов и пр.;
  4. Запрет на любые внесудебные санкции в отношении граждан и юридических лиц.
Возможность возникновения коррупции в бюджетном процессе связана с
  1. Непрозрачностью процесса, который ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат».
  2. Второй причиной возникновения коррупции в бюджетном процессе является отсутствие конкурсности при исполнении расходных статей бюджета. Механизмы государственного, регионального и муниципального заказов работают недостаточно эффективно.
  3. По сути не только граждане, но и депутаты не имеют информации о бюджете.
  4. Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$ (более 1500000$ в 2002г.) в год.
  5. Резервный фонд администрации – решение о расходовании этого фонда принимает глава субъекта федерации.
  6. Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.
  7. Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль за текущими операциями с государственными ценными бумагами отсутствует.
  8. Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).
  •  Законодательство.
  1. Разработка и принятие нормативных актов, исполнение которых минимизирует возможность появления коррупции;
  2. Разработка и принятие нормативных актов, направленных на повышение прозрачности власти, введение механизмов конкурсности, создания условий для возникновения и развития общественного участия;
  3. Усовершенствование законодательного процесса - проверка на идентичность принятого и готовящегося к публикации текстов, повышение некомпетентности депутатов.
Вообще в законодательстве коррупция возникает из-за следующих недостатков:
  1. Неоднородность и фрагментарность – нормы, регулирующие избирательный и бюджетный процессы разбросаны по федеральным и региональным законодательным актам, постановлениям Правительства и по ведомственным инструкциям. Финансирование избирательных кампаний регулируется в основном инструкциями избирательных комиссий различного уровня, бюджетный процесс – инструкциями Минфина;
  2. Противоречивость – нормы федеральных законов противоречат друг другу, нормы региональных законов также противоречат друг другу и федеральным законам, принятые новые законы не отменяют нормы старых, возникает страшная путаница, инструкции противоречат и федеральному и региональному законодательству;
  3. Неполнота и отсутствие санкций за нарушение и неисполнение законов – лица принимающие решения руководствуется не законом, а своими соображениями, принятие одних законов (например, регулирующих процесс агитации через СМИ во время выборов) не сопровождается внесением изменений в другие (законы о СМИ, Гражданский и Уголовный кодексы);
  4. Неопределенность – появление норм, допускающих неоднозначное толкование и дающих ЛПР право самому определять и толковать норму. Так санкция за нарушение ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает штраф от 500 до 5000 МРОТ - возможность для ЛПР  предпринять выгодные ему действия.
  5. Возможность наложения альтернативного административного взыскания. Так ст. 12.27 КоАП предусматривает одновременно санкцию в виде штрафа от 10 до 15 МРОТ, либо лишение водительских прав от 6 месяцев до 1 года, либо административный арест до 15 суток.
  6. Замена прямых норм отсылочными, причем отсылка идет не на закон, обсуждаемый и принимаемый более или менее открыто и коллегиально, а на подзаконный акт исполнительной власти, который скорее всего будет закрыт для обсуждения;
  7. Недостатки технологического процесса выпуска уже принятых нормативных актов: неидентичность принятого и опубликованного текстов, наличие 2-х и более нормативных актов под одним номером, пробелы в нумерации;
  8. Наличие злого умысла у разработчиков и/или некомпетентность принимающих закон
Эти обстоятельства напрямую приводят к коррупции.   Действуют также.
  • В авторитарных странах практикуется создание специального органа по борьбе с коррупцией. Так в Сингапуре в 1952 году было учреждено CPIB - Corrupt Practices Investigation Bureau, цель которого - широкомасштабная борьба с коррупцией. Обеспечивается легкий доступ граждан к сотрудникам этого органа (Ботсвана, Сингапур).
  • Очень важным является практика налогового контроля за происхождения богатства всех граждан страны, работающих на потенциальных коррупционных должностях — а не только чиновников или их ближайших родственников. Это серьезная мера, реализация которой должна служить поводом для уголовного преследования коррупционеров7.
  • Свою роль должны сыграть средства автоматизации: камеры замера скорости на автострадах.
Многие из этих методов борьбы с коррупцией заявлены и в нашей стране. Надежды на их полноценную реализацию появились после внесения на рассмотрению в Госдуму РФ проекта закона «О противодействии коррупции». О том, будет ли этот закон работать см. подробнее разбор проета закона)  
  1. Типовая программа противодействия коррупции в деятельности федерального органа исполнительной власти на 2007-2008 годы. Материалы сайта http://ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/anticorrupt/Anticorr_FOIV.pdf. Типовая программа противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации на 2007-2008 годы. Материалы сайта http://ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/anticorrupt/Anticorr_region... .
  2. Шевердяев Станислав, Трансперанси Интернэшнл, 2006;
  3. М. Горный. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества. СПб: Норма, 2000;
  4. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов/Под. ред. М.Б. Гоного и А.И. Волкова. - СПб.: Норма, 2005. - 204 с.