УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США

Уголовный процесс зарубежных стран

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США (Реферат)

 

Исследуя американскую систему уголовного судопроизводства приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, поскольку в США действует 50 самостоятельных, независимых друг от друга судебных систем штатов (дуализм уголовно-процессуального права: федерация и штаты) (аналогичные системы существуют также в округе Колумбия и Содружестве Пуэрто-Рико. Существуют также территориальные суды на Вирджинских островах, Гуаме, Американском Самоа и в северной зоне Марианских островов) и федеральная судебная система. Последняя не включает в себя судебные системы штатов, а функционирует параллельно с ними. Все их связывает только одно - это полномочия Верховного суда США по пересмотру дел в апелляционном порядке.

Система уголовного судопроизводства США формировалась под воздействием английского права. До принятия Конституции 1787 года и "Билля о правах" 1791 года американцы отстаивали свои права и свободы прежде всего апеллируя к законодательным актам и "общему праву" Англии, а также путем обращения к колониальным хартиям, в которых были нормы о гарантиях прав британских подданных. Преемственность английских правовых институтов вытекала из известных обстоятельств, связанных с образованием США. Дальнейшее самостоятельное развитие американской правовой системы повлекло за собой ряд существенных изменений, появлялись новые правовые институты, отличающие американское уголовно-процессуальное право от английского. На сегодняшний день, особенности уголовного судопроизводства в США обуславливаются федеральным устройством страны, наличием Конституции США и конституций штатов и другими особенностями политического и социально-экономического развития США.

Таким образом в основе уголовно-процессуального права США лежит английская система общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами, которое сочетается с нормами статутного права.

Конгресс США и законодательные органы штатов принимают различные уголовно-процессуальные нормативные акты. Эти правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право, являющееся очень важным компонентом американского уголовно-процессуального права. Тем не менее, толкование законов и правил их применения определяется судами.

Как и в других странах, где в основе правовой системы лежит общее право (common law) правовая система США усложнена большим количеством судебных решений, имеющих силу прецедента. Ее основополагающим принципом является принцип следования судебному прецеденту - при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идет по пути гибкого применения этого принципа, приспосабливаясь на каждом историческом этапе развития страны к политическим и социально-экономическим потребностям США. Тем не менее сегодня в США многие прецеденты имеют более принципиальное значение, чем правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами. В них, в частности, находят отражения различные положения, касающиеся охраны личности, жилища, документов и имущества граждан, неприкосновенности их личной жизни, особенности производства ареста и обыска, правила применения электронного прослушивания и наблюдения и многие другие.

Действующими источниками современного уголовно-процессуального права США являются: Конституция 1787 года и "Билль о правах" 1791 года, законодательство, судебный прецедент, а также административные нормы и обычай. Однако несмотря на общность источников права, как отмечалось выше, единой правовой системы в США нет: существует федеральная правовая система и 50 правовых систем штатов.

В каждом штате имеется ряд законодательных актов, направленных на регламентацию конкретных вопросов уголовного судопроизводства.

Верховный суд США стоит во главе федеральной судебной системы США. Это высший орган федеральной судебной власти и последняя апелляционная инстанция. В качестве суда первой инстанции он рассматривает узкую категорию дел - дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых выступает штат. Состав, структура и порядок работы Верховного суда не были определены Конституцией США, ограничившейся лишь упоминанием "Главного судьи" (председателя Верховного суда) и закрепляющей за президентом право "по совету и с согласия" Сената назначать "судей Верховного суда".

Численность Верховного суда - девять судей (включая председателя) - была установлена Конгрессом США в 1869 г. Численный состав других федеральных судов устанавливается Конгрессом в зависимости от объема работы конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной территории и т. п.

Члены федеральных судов назначаются президентом "по совету и с согласия Сената и остаются в должности, как говорится в ст. III раздел 1 Конституции США, пока они "ведут себя безупречно", т. е. практически пожизненно. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.

Важнейшей особенностью судебной деятельности в США является право всех судов осуществлять конституционный надзор, т. е. надзор за соответствием актов законодательных или исполнительных органов положениям Конституции. Высшим органом конституционного надзора в области уголовной юстиции выступает Верховный суд США, решения которого являются источником права и обязательны для всех государственных органов.

Важным представляется и вопрос о Председателе Верховного суда США ибо именно "Главный судья" и определяет на свой срок исполнения полномочий доктрину уголовного процесса.

Каждый штат США в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, поэтому судоустройство в штатах различное. Однако существуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеется три группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

Для расследования скандальных дел, например, о правонарушениях, совершенных государственными деятелями, на разовой основе назначается специальный независимый следователь. Его кандидатура предлагается министерством юстиции США, обсуждается и утверждается Конгрессом США. Специальный следователь подбирает себе бригаду, работа которой, хотя и проходит под эгидой министерства юстиции, но им не контролируется. 
Законодательный орган и исполнительная власть вправе создавать следственные комиссии по конкретным вопросам. Продолжительность действия такого рода комиссий зависит от характера расследуемой проблемы и результатов расследования.

В США широко практикуется также частное расследование. Для сбора фактов, которые могут иметь правовое значение, граждане могут нанимать детективов из частных сыскных компаний. Правом задержания и первичной фиксации доказательств наделены сотрудники охранных служб и подразделений безопасности частных компаний. Частное расследование для сбора доказательств в интересах клиента вправе проводить адвокат.

Процессуальные сроки содержания арестованных под стражей Согласно Федеральному Закону об ускорении судебного разбирательства (Federal Speedy Trial Act) 1974 г. обвинительный акт (indictment или information) должен быть утвержден не позднее 30 дней после ареста с возможным продлением еще на 30 дней после ареста, если речь идет о фелонии и если нет возможности собрать в указанный срок Большое жюри. Более того, рассмотрение судом дела по существу должно начаться не позднее 70 дней после утверждения обвинительного акта. Таким образом, предельный срок ареста до начала судебного разбирательства не превышает 100 дней (в виде исключения - 130 дней). Несоблюдение сроков влечет аннулирование уголовного преследования.

Право обжаловать арест в суд, процедура "Хабеас корпус".

В том случае, если арестованному лицу не было официально предъявлено обвинение в совершении преступления или если арестованный не был "без ненужного промедления" доставлен к магистрату, он сам либо кто-то действующий от его имени может подать жалобу в суд. В жалобе должна содержаться просьба издать распоряжение об освобождении в соответствии с процедурой "Хабеас корпус".

Процедура "Хабеас корпус" предусматривает, что суд по требованию арестованного должен издать приказ начальнику места заключения о доставке этого арестованного в суд для проверки законности и обоснованности ареста.

Исполнение судебного приказа по процедуре "Хабеас корпус" не должно откладываться, а действие самого института "Хабеас корпус", как установила Конституция США, "не должно приостанавливаться, если только того не потребует общественная безопасность в случаях восстания или вторжения" (статья 1, раздел 9).

Решение вопроса о правомерности ареста происходит в суде с участием находящегося под арестом лица, его защитника и обвинителя. Таким образом представляется возможным освободить арестованного до суда либо принудить полицию предъявить ему конкретное обвинение в суде магистрата. А после официального предъявления обвинения у арестованного возникает возможность быть освобожденным под залог.

В соответствии с нормами общего права, действующего еще во многих штатах, частное лицо может произвести арест кого-либо без ордера в случаях, когда в его присутствии было совершено или совершается тяжкое преступление, а также когда это лицо имеет достаточные основания полагать, что тяжкое преступление было совершено данным подозреваемым. Арест может быть произведен частным лицом и за менее тяжкое преступление, которое представляет собой нарушение общественного порядка, если оно может нанести вред окружающим.

Арестованный должен быть немедленно доставлен в полицию или в ближайший суд для оформления ареста или освобождения.

Частное лицо совершает арест на свой риск и может нести ответственность за неправомерные действия, (но на него не распространяется действие IV поправки).

Тот, кто считает, что его пытается арестовать частное лицо, не имеющее для этого должных оснований, вправе оказать сопротивление незаконному аресту, используя любую силу (за исключением лишения жизни), которая разумно необходима, чтобы возвратить себе свободу.

В соответствии с положением поправки IV к Конституции США, производить обыски и изымать вещественные доказательства разрешено только при наличии судебного ордера, в котором должно быть указано, что именно разыскивается. В противном случае полученные посредством обыска доказательства должны быть исключены из судебного рассмотрения. Указанное правило обязательно для всех правоприменяющих учреждений как на федеральном уровне, так и на уровне штата и местном.

Законодательство США не предусматривает различия в правах обвинителя и защитника обвиняемого в уголовном процессе.

Обвиняющий атторней (Рrosecuting Аttorney). Формально, обвинение в совершении преступлений может быть предъявлено в суде любым гражданином США или представителем организации, объединения, корпорации и т.п. Практически эта функция осуществляется уполномоченными на то сотрудниками так называемой государственной атторнейской службы.

Атторней - это должностное лицо, осуществляющее правоприменительную деятельность от имени и в интересах своего доверителя. Его задача - обеспечивать исполнение законов в пределах своей предметной и территориальной юрисдикции. Одна из его обязанностей - предъявление обвинения от имени того органа власти, интересы которого он представляет.

В США действуют три формально не связанные между собой и независимые друг от друга атторнейские службы - федеральная, каждого из штатов и местные.

Атторней-защитник (Defense Аttorney), Поправка VI к Конституции США устанавливает право обвиняемого в уголовном процессе на помощь адвоката для своей защиты. Судебная практика предусматривает, что обвиняемый не может быть лишен права на присутствие защитника во время допроса в полиции, даже если против допрашиваемого не выдвинуто формальное обвинение. Безусловным правом на помощь защитника с момента первого допроса обладает лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь.

Надлежащая правовая процедура требует, чтобы каждому обвиняемому было обеспечено право на помощь защитника по делам о фелониях, рассматриваемых в федеральных судах и судах штатов.

Заявление обвиняемого о своей виновности в совершении преступления может быть принято судом лишь в том случае, если оно было сделано добровольно и после выполнения определенной процедуры. Признание виновности должно считаться недействительным, если судьей будет установлено, что оно было получено в результате обмана или принуждения со стороны обвинителя, в результате обещания обвиняемому каких-либо выгод или в результате того, что обвиняемый положился на ошибочный совет, данный ему юристом, находящимся на службе правительства.

Заявление обвиняемого о его виновности может быть признано юридическим фактом лишь в том случае, если оно было сделано добровольно, т.е. без каких-либо внушений, соблазнов, угроз, обещаний или принуждения со стороны должностных лиц. Поэтому суд может принять заявление о виновности, если:

а) обвиняемый имел защитника;

б) заявление о виновности сделал он сам в открытом судебном заседании;

в) правильность сокращения тяжести обвинения (например, в результате "сделки о признании") не вызывает сомнения, так как не противоречит поведению обвиняемого;

г) суд установил, что для заявления обвиняемого о своей виновности имеются конкретные основания.

Признание, сделанное обвиняемым в суде, рассматривается как юридический факт, делающий ненужным процесс рассмотрения и оценки доказательств, так как этим заявлением устраняется спор между обвинением и обвиняемым. Поэтому суд вправе перейти к вынесению приговора "на основании собственного признания".

Исключением являются случаи, когда инкриминируемое преступление карается смертной казнью. В этих случаях суд, как правило, рекомендует обвиняемому отказаться от своего признания, что дает суду основание рассматривать дело с участием присяжных.

Если обвиняемый отказывается делать суду заявление о своем отношении к обвинению, судья фиксирует такой отказ как заявление о непризнании виновности.

Обвиняемый имеет конституционное право на то, чтобы его судил суд с участием присяжных заседателей. Однако он, если пожелает, может от этого права отказаться, сделав соответствующее заявление судье. В таком случае судья будет рассматривать дело единолично.

Судья обладает правом решить, что дело следует рассматривать не единолично, а с участием присяжных заседателей, например, если обвиняемому грозит в качестве наказания смертная казнь.

Во всех судах штатов, равно как и в федеральной судебной системе, обвиняемый имеет конституционное право на "скорый суд" (Speedy Trial). Конституционная норма дополняется федеральным и штатным законодательством, которое предусматривает сроки прохождения уголовных дел. Сроки эти не одинаковы, но обобщая можно сказать, что человек, заключенный под стражу по обвинению в совершении фелонии, должен быть предан суду в среднем в течение 120 дней. Обвиняемый может просить о продлении срока, если это необходимо для сбора доказательств. На этом же основании обвинителю может быть предоставлен дополнительный срок продолжительностью до 60 дней.

Если обвиняемый не был предан суду в течение установленного законом срока, а суд по просьбе какой-либо из сторон этот срок не продлевал, обвиняемый должен быть освобожден и не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же преступление.

Институт присяжных заседателей закреплен в Конституции США и в конституциях штатов в качестве одной из гарантий соблюдения надлежащей правовой процедуры. Таким образом, если обвиняемый не признал своей вины в совершении преступления, не просил о том, чтобы судья рассмотрел его дело единолично, либо, если суд и соответствии с законом или по обстоятельствам дела не должен принимать его признание вины, судебное рассмотрение должно происходить с участием сограждан обвиняемого, которые могли бы беспристрастно решить вопрос о его виновности или невиновности.

В соответствии с нормами общего права жюри присяжных должно состоять из 12 человек, которые представляют данную общину. Не является нарушением надлежащей правовой процедуры, если штат своим законом установит число присяжных менее 12.

Основные условия, которым должны отвечать кандидаты в присяжные заседатели - это гражданство США, возраст не менее 21 года и постоянное проживание на территории конкретного судебного округа. Законодательство некоторых штатов предусматривает также дополнительные требования, например, грамотность, умение толковать конституцию, владение недвижимостью и др. Присяжным заседателем не может быть гражданин, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо осужденный за фелонию, если его избирательное право не восстановлено актом помилования или амнистией. Не может быть присяжным также человек, физические или психические недостатки которого препятствуют надлежащему исполнению им обязанностей присяжного.

Предполагается, что присяжный не должен быть предрасположенным или предубежденным к какой-либо из сторон в данном уголовном процессе, ему не должны быть знакомы до процесса материалы дела, он должен понимать свою ответственность и значение выносимого им вердикта, который должен быть результатом анализа допустимых в процессе доказательств, а не интуиции, чувств, предубеждения.

Судебному рассмотрению и оценке не должны подвергаться материалы, которые не содержат информации о действиях и событиях, являющихся предметом судебного спора, т.е. не "относимые" к делу. Относимость (relevancy) доказательства означает, что представляемый в суде факт признается судьей относящимся к предмету доказывания, имеет действительную связь с существом рассматриваемого дела.

Факт, признанный относящимся к предмету доказывания, должен быть также признан допустимым в уголовном процессе.

Допустимость (admissibility) доказательства означает, что представленный в суде факт установлен с соблюдением надлежащей правовой процедуры, что законными являются источник и способ получения доказательства.

Если судья придет к выводу, что представленный стороной факт не относится к предмету доказывания или не допустим в качестве доказательства, он вправе этот факт исключить из судебного рассмотрения.

Основная задача правила об исключении незаконно добытых доказательств - оградить правосудие от таких действий органов обвинения и полиции, которые нарушают конституционные права личности. Если "недоброкачественное" доказательство является основным доказательством обвинения, судья должен решить вопрос о прекращении дела, так как приговор, основанный на таких доказательствах, должен быть отменен.

Последовательность представления доказательств суду - это вопрос тактики участия сторон в процессе. Основное правило гласит, что доказывает тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает. Непосредственным следствием презумпции невиновности в уголовном процессе является возложение бремени доказывания вины подсудимого на обвинителя.

Присяжные заседатели решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Они решают его на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося в результате оценки рассмотренных в суде доказательств, в соответствии со своим собственным интеллектом, психологическими установками, предубеждениями и с позиций собственного жизненного опыта.

Правовой ответственности за свое решение присяжные не несут. Обсуждение присяжными доказательств должно проходить в спокойной обстановке, и каждый присяжный должен иметь возможность свободно выражать свое отношение к рассматриваемому делу. Порядок при обсуждении поддерживает старшина присяжных.

Вопрос о том, устанавливается ли виновность или невиновность подсудимого единогласно или большинством голосов, решается по-разному в различных юрисдикциях. В федеральных судах и судах некоторых штатов требуется единогласие присяжных. Законодательство ряда штатов разрешает принятие вердикта большинством голосов.

После того как присяжные придут к тому или иному решению, старшина присяжных письменно оформляет это решение, заполнив и подписав соответствующий бланк вердикта. Вердикт не должен содержать какие-либо обоснования принятого присяжными решения. Затем старшина присяжных уведомляет судью, что вердикт принят.

Присяжные приглашаются в зал судебного заседания, и клерк суда, получив от старшины присяжных текст вердикта, оглашает его. На этом функции присяжных заседателей заканчиваются.

Если присяжные окажутся не в состоянии прийти к соглашению относительно вердикта, данный состав присяжных распускается и судья устанавливает дату нового судебного рассмотрения с участием другого состава присяжных.

Если вердикт гласит "невиновен", оправдательный приговор выносится судьей сразу же после оглашения вердикта, и подсудимый считается свободным от дальнейших уголовных преследований по данному обвинению. Если же присяжные признают подсудимого виновным, рассматривавший дело судья определяет ему меру наказания в пределах, установленных уголовным законом. Вынесение судьей приговора, устанавливающего меру наказания, последует непосредственно за оглашением вердикта.

После вынесения вердикта "виновен", но до вынесения приговора (в части наказания) подсудимому предоставляется возможность подать "ходатайство о новом процессе", если он может обосновать его тем, что в ходе судебного рассмотрения были допущены существенные ошибки или нарушения.

Решение вопроса о том, достаточно ли обосновано такое ходатайство, зависит от рассматривавшего дело судьи: если он с ходатайством соглашается, приговор не выносится. Подсудимый должен быть судим вновь с участием нового состава присяжных и (обычно) другим судьей. Если же в ходатайстве о новом процессе отказано, судья приступает к вынесению приговора, которым подсудимому определяется мера наказания.

Право обвинителя на обжалование приговора ограничено и, как правило, он не может обжаловать оправдательный приговор. Основанием такого ограничения служит конституционное положение, которое запрещает уголовное преследование лица дважды за одно и то же преступление.

Апелляционная жалоба может быть подана осужденным как по факту самого осуждения, так и с целью добиться смягчения меры наказания.

Основанием для отмены обвинительного приговора может служить какая-либо "существенная ошибка", допущенная на любой из стадий уголовной процедуры.

Апелляционный суд в соответствии с законодательством некоторых штатов может снизить меру наказания, если в результате рассмотрения жалобы осужденного придет к выводу, что с осужденного следует снять какое-либо из обвинений или изменить квалификацию преступления.

На федеральном уровне жалоба на приговор окружного федерального суда подается в окружной апелляционный суд и лишь после решения окружного апелляционного суда - в Верховный суд США. Системы апелляционных судов в штатах не единообразны. Так, в разных штатах системы апелляционных судов состоят из трех-четырех уровней, а поэтому оказывается, что апелляционными полномочиями обладает не одна инстанция. Высшей апелляционной инстанцией штата является Верховный суд штата.

На решение суда штата может быть подана апелляция в федеральный суд или в Верховный суд США лишь в тех случаях, когда нарушаются положения федеральной конституции.

Таким образом, Верховный суд США - высший орган федеральной судебной власти и суд последней инстанции в федеральной судебной системе. Апелляционная юрисдикция Верховного суда США распространяется на все суды федеральной системы.

Формально Верховный суд США может принять к своему рассмотрению любую апелляционную жалобу, поданную в федеральный окружной апелляционный суд. Однако, как правило, он принимает к апелляционному рассмотрению уголовные дела лишь после того, как они были рассмотрены соответствующими окружными апелляционными судами США, и лишь те из них, которые дают основания для вынесения принципиальных решений конституционного значения.

В своих решениях он не только определяет судьбу конкретного уголовного дела, но и в связи с обнаруженными по данному делу нарушениями конституционных норм дает толкования надлежащей правовой процедуры, а чаще всего определяет судьбу какого-либо закона, оценивая соответствие его Конституции США.

Решение Верховного суда США является окончательным и может быть отменено только в результате какой-либо политической меры, предпринятой Конгрессом США, или в результате изменения Конституции США.