О причинах зависимости наших судов

По материалам Фокус группы в Москве 2 марта 2001 года, разбирающей причины зависимости судов от власти, с сокращениями. // http://moscow.hrights.ru/sud/data/focus2_03_2001.htm   Эксперты выделяют следующие проблемы в судах:
  • Зависимость судов от исполнительной, представительной власти и органов местного самоуправления;
  • Затягивание судом сроков рассмотрения дел;
  • Обвинительный уклон по уголовным делам;
  • Субъективный подход судьи и его заинтересованность по гражданским делам;
  • Отсутствие реальной состязательности в судебном процессе;
  • Игнорирование судьей явных процессуальных нарушений со стороны предварительного следствия и дознания;
  • Использование судом доказательств, полученных в нарушении закона;
  • Отсутствие в судах комнат для адвокатов и оргтехники;
  • Несоблюдение процессуальных сроков;
  • Зависимость народных заседателей военных судов от командования;
  • Существование военных судов, назначение судей военных судов без согласования с представительными органами власти;
  • Участие в деле народных заседателей избранных в нарушение закона;
  • Внеконкурсное назначение судей;
  • Формирование судебной власти в нарушение закона;
  • Нарушение права на обращение в суд;
  • Отсутствие в судах совещательных комнат; 
  • Состояние зданий судов.
Важными факторами зависимости является огромная роль председателя суда при продлении срока полномочий судьи. Часто в военных судах по делам о защите прав военнослужащих судьи становятся на сторону командования либо допускают злостную волокиту. Если судья проявляет независимость по отношению к прокуратуре, то его карьера может закончиться. Зачастую, если одна из сторон является исполнительной властью или органами местного самоуправления, суды становятся на их сторону. Одной из основных причин зависимости судей называют отсутствие эффективных механизмов борьбы с допускаемыми ими нарушениями. Существуют случаи, когда судья часто рассматривает дела, имея личную заинтересованность. Например, если судья нуждается в улучшении жилищных дел и к нему попадают дела по искам граждан против жилищных органов, то часто решения для гражданам оказываются отрицательными. Если судья выходец из силовых органов (МВД, ФСБ), то дела по жалобам на силовые ведовства, он будет выносить в пользу последних.   Со стороны судей, попавших в зависимость от органов власти и местного самоуправления, нередко заметны:
  • Отказы в удовлетворении ходатайств об истребовании документов и удовлетворении жалоб на предоставлении информации;
  • Хищения материалов дела; Подмена материалов в деле;
  • Нежелание двигать дело;
  • Составление протокола по собственному сценарию;
  • Воспрепятствование ведению аудиозаписи;
  • Отказ в кассационной инстанции, в ознакомлении с делом;
  • Нарушение надлежащего делопроизводства;
  • Отказ в выдаче заверенных копий документов; Подмена решения;
  • Зависимость решения от заключёния прокурора;
  • Отсутствие состязательности сторон;
Причины такой зависимости судей эксперты видят в:
  • Менталитете судей;
  • Отсутствии необходимой материальной базы, включая квартиру и зарплату;
  • Высокой ответственности;
  • Рассмотрении дел (например, жилищных) судьями, испытывающими схожие проблемы (в данном примере, проблемы с жилплощадью);
  • Корпоративных симпатиях (профессиональное прошлое судьи подталкивает его к обвинительному уклону);
  • Погоны на плечах у военных судей делают их более зависимыми;
  • Коррупции среди судей;
  • Процессуальных нарушениях при наделении судей и народных заседателей, их назначение и подбор вместо избрания;
  • Отсутствии общественного контроля за судебной властью;
  • Невозможности привлечения судей к ответственности, отсутствие механизмов такого привлечения, в случаях, когда это допускает закон;
  • Отсутствии механизма и возможности отзыва судьи;
  • Подмена заседателей работниками суда;
  • Преклонном возрасте народных заседателей.
Сами судьи объясняют свою зависимость редко. Но имеющихся случаев это бытовые причины и карьерные устремления